Опубликовано: Маркетинг журнал 4p.ru, Наука о рекламе Advertology
В последнее время наблюдается бурный рост рекламных бюджетов в Интернет. В комплексное понятие продвижения товаров и услуг в сети, наряду с контекстной рекламой и поисковым продвижением, входит и баннерная реклама, актуальность использования которой на узко-тематических профильных ресурсах возрастает. Это связано с достаточно стабильной стоимостью эталонной единицы баннерной рекламы (1000 показов), которая колеблется в пределах 3-15 у.е. в зависимости от качества тематического ресурса. Важно понимать к какой аудитории будет обращено рекламное сообщение.
Одной из бюджетоемких тем российского сегмента Интернет является тема «Красота и здоровье», в которую входит и «Медицина» в качестве подраздела. [http://www.rukv.ru/analytics-20070617-runet-links3b.html]. Наше исследование посвящено изучению аудитории информационных медицинских ресурсов, которые используются в качестве рекламных площадок.
Существует большое количество информационных медицинских ресурсов, в задачи которых входит информирование пользователей о недугах и их лечении, а также предоставление справочной информации по лекарствам, методам диагностики, курсах лечения и пр. Целью нашего исследования было определение портрета пользователя некоммерческих медицинских информационных сайтов и, прежде всего, установление важных с точки зрения маркетинга черт, таких как:
- Демографические характеристики (возраст, пол).
- Степень доверия коммерческой медицине.
- Степень доверия Интернет ресурсам, как источникам медицинской информации.
- Частота использования Интернет источников в качестве медицинской информации.
- Частота обращения в медицинские учреждения.
- Ряд сопутствующих фактов, помогающих раскрытию портрета пользователя.
Нами была разработана анкета, состоящая из девяти вопросов (Приложение N1). Шесть вопросов из девяти имели формализованные варианты ответа и предполагали только один ответ на вопрос или его отсутсвие, три вопроса позволяли пользователю ответить в свободной форме.
Исследование проводилось с 27.10.2007 по 09.01.2008, анкета была выложена в свободном доступе на сайте бесплатных медицинских консультаций www.medask.ru
Характеристика ресурса medask.ru*:
- Тип ресурса: сервис web 2.0 (контент сайта генерируют пользователи).
- Функционал ресурса: он-лайн бесплатные медицинские консультации.
- Тематика ресурса: представлены вопросы из всех разделов медицины.
- Время существование ресурса: 1 год.
- Средняя посещаемость ресурса в день (уникальных посетителей): 3500.
- Среднее количество хитов (показов) в день: 8000.
- Количество постоянных консультантов: более 30.
- Количество постоянных пользователей: более 4000.
- Тип входящего трафика: средне и низкочастотный трафик.
- Процент новых пользователей в день: 85%.
* Статистические данные приведены по Google Analytics
Из приведённых характеристик ресурса видно, что он подходит для рандомизированных исследований по следующим причинам:
- большая проходимость ресурса, позволяющая провести исследование в короткий срок,
- большое количество новых, незарегистрированных посетителей, принимающих участие в исследовании, что позволяет расширить рамки постоянной аудитории,
- широта интересов пользователей, что позволяет увеличить степень рандомизированности.
За время исследования нами было получено 1550 анкет, заполненных пользователями сети с разных IP адресов. В обработку были включены анкеты, в которых были даны ответы не менее чем на пять вопросов из девяти поставленных. Их количество составило 1504 анкеты.
Демографические характеристики аудитории
Таблица 1. Распределение аудитории по полу
Пол |
Количество |
% |
Женский |
1099 |
73,07 |
Мужской |
405 |
26,93 |
Диаграмма 1. Распределение аудитории по полу
Из таблицы 1 и диаграммы 1 видно, что преобладает женская аудитория. Мужчин, среди людей, прошедших анкетирование, оказалось чуть больше ¼ (26,9%).
Таблица 2. Распределение аудитории по возрасту
Возраст |
Количество |
% |
до 18 |
105 |
6,98 |
18-25 |
748 |
49,73 |
26-35 |
468 |
31,12 |
36-50 |
141 |
9,38 |
старше 50 |
42 |
2,79 |
Диаграмма 2. Распределение аудитории по возрасту
Из представленных данных видно, что большую часть аудитории составляют пользователи в возрасте от 18 до 25 лет – 49,73 (почти половина от общего числа анкетированных).
Вторая по численности возрастная группа (31,1%) – пользователи в возрасте от 26 до 35 лет.
Таким образом, возраст 80% анкетированных оказался от 18 до 35 лет. Самая малочисленная возрастная группа – респонденты старше 50 лет. Группа от 36 до 50 и группа до 18 лет составили 9,38% и 6,98% соответственно.
Доверие коммерческой медицине
Диаграмма 3. Результаты ответа на вопрос: «Какой медицине Вы доверяете?». Общие данные без учёта пола и возраста.
Около 1/3 пользователей среди опрошенных доверяет бесплатной медицине. 72% – высказали доверие в пользу платных медицинских услуг.
При этом, внутри групп разделённых по половому признаку, бесплатной медицине женщины доверяют меньше – 27%, в отличие от мужской аудитории – 33%.
Диаграмма 4. Распределение в абсолютных цифрах по возрасту и полу ответов на вопрос: «Какой медицине Вы доверяете» (по оси Y – кол-во респондентов)
При пересчёте абсолютных цифр в относительные наибольшее доверие бесплатной медицине и у мужчин, и у женщин оказалось в возрастной группе от 36 до 50 лет.
В целом в группах старшего возраста уменьшается процент респондентов доверяющих платной медицине. Из общего тренда выбивается группа до 18 лет, что может быть связано с несформированным отношением к медицинским услугам в целом, в силу относительно молодого возраста.
Частота обращения в лечебные учреждения (частота прохождения медицинских осмотров)
Диаграмма 5. Распределение частоты прохождения медицинских осмотров у женщин
Диаграмма 6. Распределение частоты прохождения медицинских осмотров у мужчин
Из приведённых выше данных (диаграмма 5 и 6) видно, что частота прохождения медицинских осмотров (обращения в лечебные учреждения) у женщин выше, чем у мужчин. При этом 12% женщин проходят осмотры 1 раз в 3 месяца, а за год в лечебные учреждения обращаются около 70% женской аудитории.
Более 1/3 опрошенных мужчин обращаются в медицинские учреждения «очень редко». За год среди опрошенной мужской аудитории медицинские осмотры проходят 59%.
Восприятие достоверности медицинской информации, публикуемой в Интернет
Диаграмма 7. Восприятие достоверности медицинской информации у исследуемой аудитории
Более 78% опрошенных доверяют Интернету, как источнику достоверной информации.
Таблица 3. Процент недоверия Интернету как источнику достоверной медицинской информации (распределение по полу и возрасту)
Мужской |
|||||
до 18 |
18-25 |
25-35 |
35-50 |
старше 50 |
Всего |
20,59 |
21,89 |
18,18 |
26,67 |
14,29 |
21,12 |
Женский |
Всего |
|||||
до 18 |
18-25 |
25-35 |
35-50 |
старше 50 |
Всего |
|
14,29 |
22,78 |
23,68 |
21,35 |
11,54 |
22,14 |
21,86865 |
Интересно, что процент доверяющих Интернету не изменяется внутри половых групп. У женщин процент «недоверяющих» Интернету составил 22%, у мужчин – 21%.
В возрастных группах наименьший процент недоверия Интернету наблюдается в группе «старше 50»: у мужчин – 14,3%, у женщин – 11,5%.
Частота использования Интернета в качестве источника медицинской информации
Диаграмма 8. Частота использования Интернета в качестве источника медицинской информации в подгруппе женщин
Диаграмма 9. Частота использования Интернета в качестве источника медицинской информации в подгруппе мужчин
Из представленных данных видно, что большая часть опрошенной аудитории используют Интернет в качестве источника медицинской информации эпизодически (70% мужчин, 63 женщин). Женщины используют Интернет в качестве источника медицинской информации чаще мужчин. Среди них ежедневное обращение к Интернету с этой целью составляет 10% от числа опрошенных (в отличие от 5% среди мужчин). Обращения не реже 1 раза в неделю составляют 16% среди опрошенных мужчин, и 24% среди опрошенных женщин. Данные по возрастным группам показали достаточно однородное распределение ответов на данный вопрос.
Обработка неформализованных ответов на вопросы
Неформализованные ответы на вопросы были обработаны в ручном режиме с целью выявления общих тенденций и получения данных для проведения последующих исследований.
Выводы
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы об аудитории бесплатных информационных медицинских ресурсов с преобладанием низко и среднечастотного трафика:
- Большую часть аудитории составляют женщины – более 70%
- Половина от всех посетителей – это посетители в возрасте от 18 до 35 лет, самую малочисленную возрастную группу составляют посетители старше 50 лет (около 3%)
- Большая часть аудитории доверяет платной (коммерческой) медицине (более 70%). Наибольшее доверие бесплатной медицине и у мужчин и у женщин наблюдается в возрастной группе 36 до 50 лет. В целом, в группах старшего возраста уменьшается процент респондентов, доверяющих платной медицине.
- Женская аудитория обращается в медицинские учреждения чаще, при этом почти 70% опрошенных 1 раз в год проходят медицинские осмотры.
- Средний процент доверия Интернету в исследуемой аудитории составил 78%, среди них больше всего Интернету доверяют люди старше 50 лет.
- Частота периодических обращений за медицинской информацией в Интернет у женщин выше, чем у мужчин. Около 66% аудитории обращается за медицинской информацией в Интернет эпизодически.
- Дополнительные неформализованные вопросы показали отсутствие устоявшихся брендов медицинских клиник. Лишь у небольшого числа респондентов название клиник совпадали, в большей части назывались локальные названия медицинских центров, либо ответ на вопрос не давался.
- Неформализованные вопросы в отношении поиска медицинской информации в Интернет показали, что преобладающее число пользователей ищет информацию не на специализированных медицинских ресурсах, а в поисковых системах общего назначения. Брендов среди сайтов (т. е. источников медицинской информации, которые назвала бы значительная часть аудитории) также не выявлено.
Приложение N1. Анкета респондента
1) Пол:
- мужской
- женский
2) Возраст:
- до 18
- 18-25
- 26-35
- 36-50
- старше 50
3) Какой медицине Вы больше доверяете:
- платная
- бесплатная
4) Как часто Вы проходите медицинские осмотры:
- раз в пол года
- раз в три месяца
- раз в год
- очень редко
5) Является ли для Вас Интернет источником достоверной информации о заболеваниях и их лечении:
- да
- нет
6) Как часто Вы читаете в Интернете о заболеваниях и их лечении:
- ежедневно
- 1 раз в неделю
- 1 раз в месяц
- эпизодически
7) Какие медицинские ресурсы Вы используете, как источник такой информации (перечислите 1-5 наиболее важных по вашему мнению).
8) Назовите платные клиники, услугами которых Вы когда ли пользовались.
9) Довольны ли Вы были оказанными Вам услугами в этих платных клиниках, поясните.
Евгений Селин
Олег Сахно